Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Богуновский детский сад

Рабочая программа на период 2017-2018 учебный год

Содержание:

1.Пояснительная записка.

1.1. Принципы  и подходы  к  формированию рабочей  образовательной  программы.

1.2. Цель  и задачи деятельности  разновозрастной группы .

1.3. Общие сведения об учреждении.

1.4. Комплектование группы  на 01.09.2016 г.

1.5. Социальный паспорт группы  на 01.09.2016 г.

1.6 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Богуновском детском саду

1.7.Организация режима пребывания

1.8. Содержание  образовательного  процесса 

2. Содержание психолого – педагогической работы

2.1. Содержание психолого – педагогической работы по образовательной области  «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

2.2.Содержание психолого – педагогической работы по образовательной области  «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

2.3. Содержание психолого – педагогической работы по образовательной области  «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

2.4. Содержание психолого – педагогической работы по образовательной области

 «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

2.5. Содержание психолого – педагогической работы по образовательной области

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

2.6 комплексное планирование организованных
видов детской деятельности

2.7. Перспективное планирование совместно  организованной деятельности в образовательных областях:  «Труд», «Социализация», «Безопасность» , «Физическая культура» ,«Здоровье».

3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.

4.план взаимодействия  с  родителями  воспитанников .

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитателя разработана в соответствии с Основной

общеобразовательной программой МБДОУ Богуновского детского сада

на основе примерной программы« От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.ГербовойВ Программе комплексно представлены все основные

содержательные линии воспитания и образования ребенка от 3 до 7 лет.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральным законом  Российской  Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012 г;

-"Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций")

-«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г №2562);

-«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655).

-«Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г №2151).

-Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Богуновского детского сада

-Основной  образовательной  программой МБДОУ Богуновского детского сада.

Рабочая программа воспитателя определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в разновозрастнойгруппе с 3 до 7 лет. Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развитиядетей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет наорганизацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильновыстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя

организовывать трудовую деятельность и т.д.

1.1 Принципы  и подходы  к  формированию рабочей  образовательной  программы:

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) идетей;

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего идошкольного возраста), обогащение детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностейкаждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержаниясвоего образования, становится субъектом образования

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценнымучастником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка вразличных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,методов возрасту и особенностям развития);

1.2.Цели и задачи деятельностиразновозрастной группы .

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи:

1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию  игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2. обеспечить  психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3.  реализовать  формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.

Для достижения  целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос­питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•  уважительное отношение к результатам детского творчества;

•  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учре­ждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая давление предметного обучения.

1.3Общие сведения об учреждении

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Богуновский детский сад (далее МБДОУ)  является звеном муниципальной системы образования  Чертковского района, обеспечивает помощь  семье в воспитании детей дошкольного возраста и усвоения детьми образовательного минимума содержания учебной программы и технологий, реализуемых в образовательном учреждении; охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей.

МБДОУ посещают 10 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Заведующий МБДОУ: Коновалова Татьяна Леонидовна.

Воспитатель – Кравцова Анна Валерьевна

 

1.4Комплектование группы  на 01.09.2016 г.

группа

возраст детей

Кол-во

мальчики

девочки

Наполняемость по нормам

фактическая наполняемость

Разновозрастная

1,5-7г

10

5

5

15

10

 

1.5Социальный паспорт группы  на 01.09.2016 г.

 

п/п

Фамилия, имя

ребёнка

Полная/

неполная семья

Сколько детей

в семье

Образова-ние мамы

Образование папы

  1

Кравцов Данил

полная

2

средне/спец

Среднее общее

2

Сергеева Катя

неполная

1

средне/спец

-

3

Пилипенко Кира

полная

1

средне/спец

средне/спец

4

Веселов Никита

полная

2

высшее

средне/спец

5

Чайкин Артем

полная

2

средне/спец

средне/спец

6

Кравцов Артем

полная

2

средне/спец

Среднее общее

7

Чайкин Арсений

полная

2

средне/спец

средне/спец

8

Кузнецова Елизавета

полная

1

средне/спец

средне/спец

9

Валькова Анастасия

полная

2

средне/спец

средне/спец

10

Просвирина Дарья

полная

1

средне/спец

средне/спец

 

 

 

 

 

Всего

Полная 9

Многодетные 0



Неполная 1





1.6Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.


Младший возраст (от 3 до 4 лет)

 

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейно­го круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной об­щественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это проти­воречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение од­них действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместите­лями. Продолжительность игры небольшая. Дошкольники ог­раничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формиро­ваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представле­ний о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы, им доступны простейшие виды аппли­кации. Конструктивная деятельность огра­ничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В этом возрасте развивается перцептивная деятель­ность. Дети от использования предэталонов-индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации об­разовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе­направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты вы­ступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В ре­зультате целенаправленного воздействия они могут усвоить относитель­но большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избиратель­ные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущес­твенно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом пове­дение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Про­должает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляют­ся ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игро­вые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису­нок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобрази­тельной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигу­ры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 дета­лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изме­нениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, коорди­нация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольни­ки, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на кото­рую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — ве­личине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предме­тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут вы­учить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны исполь­зовать простые схематизированные изображения для решения неслож­ных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного рас­положения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразова­ние образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, ес­ли им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких боль­ше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его осо­бенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоя­тельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступ­ной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимают­ся словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при обще­нии с взрослым становится вне ситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно вы­ходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ре­бенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто­янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля­ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель­ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб­разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб­ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентнос­ти, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социаль­ные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлека­тельными, чем другие. При распределении ролей могут возникать кон­фликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст на­иболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержа­нию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять ос­новные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художест­венному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целост­ного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый мате­риал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величи­ны, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возраста­нию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространс­твенного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием фор­мы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников из­вестные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательнос­ти объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): пред­ставления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном воз­расте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и тд

Дети стар­шего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять до­статочно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразитель­ность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Бо­гаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщен­ного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительный к школе возраст (от 6 до 7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрово­го пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, пере­даваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунка­ми мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: при­нцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, бро­ви, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формиру­ются художественно-творческие способности в изобразительной деятель­ности.

Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и пос­троек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со зна­комыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляет­ся на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы­полнения; способны выполнять различные по степени сложности пост­ройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специ­ально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

 

Усложняется конструирование из природного материала. Дошколь­никам уже доступны целостные композиции по предварительному за­мыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метри­ческих отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не вос­производят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится кон­статировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, при­лагательные и т. д. У де­тей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальней­шем успешно учиться в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты.

Так как сформированность начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и мотивов является показателем успешности ребенка и результатом качества образовательных услуг, то в результате реализации  программы предполагается получить развититого ребенка – успешного дошкольника.

Содержательные:

– сохранение и укрепление здоровья детей; достаточный уровень сформированности у детей основ культуры здоровья; повышение коэффициента здоровья детей (здоровый ребенок);

 – сформированность у детей навыков самостоятельного обслуживания, первоначальных трудовых действий (деятельный ребенок);

– успешное освоение образовательной программы МКДОУ (умный ребенок).

Социально-психологические:

– достаточный уровень самостоятельности, инициативы и активности (социально активный ребенок);

– психолого-педагогическая готовность (мотивация) детей к успешному обучению в школе (умный, социально активный ребенок);

 – улучшение эмоционально-психологического состояния детей (здоровый ребенок, добрый ребенок);

 – позитивное отношение к миру, сверстникам, взрослым (добрый ребенок);

 – развитое воображение, способность находить оригинальное решение проблем (творческий ребенок);

– включение детей в творческое самовыражение (творческий ребенок);

– готовность детей к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия (социально активный ребенок).


1.7.Организация режима пребывания детей в группе :

в холодный период года

Время

Режимные моменты

Содержание

7.30-8.00

Утренний прием детей «Доброе утро!»
Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные  игры.

8.00- 8.10

«Минуты доброго чтения», чтение песенок, потешек, беседы.

Беседы: «коммуникация», «социализация», «познание» Встреча с природой: «труд», «познание»

8.10- 8.20

«На зарядку становись!»

Утренняя гимнастика «Физическая культура», «Здоровье» корригирующая гимнастика

8.20- 8.25

«Руки мой перед едой»

 

Подготовка к завтраку: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

8.30- 8.55

Приятного аппетита!

Завтрак: «Здоровье». «Социализация»

8.55- 9.00

Минутки игры

Игровая деятельность детей

9.00- 10.00

НОД

Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные

10.00 -10.10

Подготовка к прогулке

Обучение навыкам самообслуживания: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»

10.10 -11.50

Прогулка «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

«Труд», «Познание», «Социализация». «Без-

опасность», «Физическая культура»,«Здоровье», «Коммуникация», индивидуальная работа.

11.50-12.00

Возвращение с прогулки.

«Умывайся, детвора, пообедать вам пора!»

Подготовка к обеду: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

12.00-12.30

«Это время – для обеда!»

Обед: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

12.30-12.45

Подготовка ко сну

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

12.45 -15.00

Тихий час

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна

15.00-15.15

«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература»

15.15-15.35

Подготовка к полднику.  Полдник

Полдник. «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

15.35-16.00

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности

Интеграция образовательных областей (индивидуальная, подгрупповая, ситуативная, досуговая  игровая деятельность)

16.00-16.30

Прогулка.Самостоятельные игры. Уход домой.

 

Взаимодействие с родителями. «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», индивидуальная работа.

в теплый период

Время

Режимные моменты

Содержание

7.30-8.10

Утренний прием детей на участке «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми. Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные  игры.«Физическая культура», «Здоровье» корригирующая гимнастика

8.10- 8.20

«На зарядку становись!»(на воздухе)

Утренняя гимнастика «Физическая культура», «Здоровье» корригирующая гимнастика

8.20- 8.25

«Руки мой перед едой»

 

Подготовка к завтраку: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

8.25- 8.45

Приятного аппетита!

Завтрак: «Здоровье». «Социализация»

8.45- 8.55

Минутки игры

Игровая деятельность детей

9.00- 10.00

НОД

Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные

10.00 -10.10

Подготовка к прогулке

Обучение навыкам самообслуживания: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»

10.10- 11.50

Прогулка :Наблюдения и опыты в природе. Труд. Музыкальные и физкультурные развлечения и досуги на свежем воздухе. Подвижные и ролевые игры. Физкультурные игры и упражнения. Инд. работа с детьми по Развитию  основных  движений по физкультуре. Самостоятельные игры. Закаливающие процедуры: игры песком и водой, при жаркой погоде ходьба босиком по песку, воздушные и солнечные  ванны, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, упр. по профилактике плоскостопия и сколиоза

«Труд», «Познание», «Социализация». «Без-

опасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», индивидуальная работа.

11.50-12.00

Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.

 

Подготовка к обеду: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

12.00-12.30

«Это время – для обеда, значит нам за стол пора!»

Обед: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

12.30-12.45

Подготовка ко сну

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

12.45 -15.00

«Это время - тишины – все мы крепко спать должны!»

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна

15.00-15.15

«Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!»

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература»

15.15-15.35

«Это время – простокваш, в это время – полдник наш!»

Полдник. «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

15.35-16.30

«Ну а вечером опять мы отправимся гулять». Самостоятельные игры. Командные игры-эстафеты. Подвижные игры. Развлечения на воздухе. Инд. работа с детьми по основным движениям. Самостоятельные игры Постепенный уход домой

Взаимодействие с родителями. «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», индивидуальная работа

 

Предметно - развивающая среда

Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) понимают определенное пространство, организационно оформ­ленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духов­ном развитии в целом.  Пребывание в детском саду должно доставлять ре­бенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

В МБДОУ создаются все необходимые условия для полноценного про­живания ребенком дошкольного детства. Развивающая предметно – пространственная  среда МБДОУ(в здании и на участке) соответствует требованиям  ФГОС ДО и обеспечивает:

· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;

· активность жизнедеятельности воспитанников, становление их субъектной позиции;

· развитие творческих проявлений детей всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами;

· охрану и укрепление здоровья детей с учетом их особенностей и коррекцию недостатков в развитии;

· реализацию образовательной программы;

· учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной орга­низации построена  на  следующих  принципах:

1. содержательности и насыщенности;

2. трансформируемости;

3. полифункциональности;

4. вариативности;

5. доступности;

6. безопасности;

7. здоровьесбережения;

8. эстетической привлекательности.

 

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено

средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходным), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы), которые  обеспечивают:

· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

· двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

· возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет детям взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, про­явить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Полифункциональность материалов позволяет пробудить активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеюще­еся игровое пространство, разнообразно используя различные  составляющие предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули,

ширмы, занавеси, кубы, природные материалы, пригодные  в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности ;исправность и сохранность материалов и оборудования;  доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом расте­ний, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям надежности и безопасности их использования.

Пространство группы в МБДОУ организовано в виде разгра­ниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), что позволяет дошкольникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков периодически меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Для обеспе­чения эмоционального благополучия детей в детском саду создаётся располагающая обстановка, почти домашняя, что позволяет каждому ребёнку быс­тро освоиться в ней, свободно выразить свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей,  оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое по­ложительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

В детском саду организована вариативная среда для самостоятельной деятельности детей в виде зон (уголков), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространс­твенная среда меняется в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз­раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.  Поэтому, предметно - развивающая среда, созданная в ДОО, для развития самостоятельной игровой деятельности - позволяет стимулировать детскую активность. Игровая среда постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Дети также имеют возможность участвовать в  создании и обновлении игровой среды. Свой вклад в ее усовершенствование имеют и родители.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значи­мым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия.  Для этого педагогами МБДОУ созданы различные зоны для развития познавательной деятельности дошкольников (уголки экспериментирования, сенсорики и др), насыщенные различными современными материалами (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.), которые предоставляют детям большие возможности для активного исследования и реше­ния задач.

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления про­исходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств - линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.  Предметно-развивающая среда, созданная в группах даёт возможность детям заниматься разными художественно-эстетическими видами деятельности: изобразительным, музыкальным, театральным и др. Предметно-пространственная среда органи­зуется и как культурное пространство, которое оказывает воспиты­вающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Станов­ление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для этого в ДОО создана предметно – пространственная среда, которая стимулирует физическую активность детей, желание двигаться, познавать, побуждает к самостоятельным подвижным играм. Дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование в ходе подвижных игр, в том числе спонтанных. Игровые площадки МБДОУ предоставляют условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) трансформируемое (меняться в зависимости от игры и предо­ставляет достаточно места для двигательной активности).

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования в группах и других помещениях МБДОУ выступают общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребёнка. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

1.8.Содержание  образовательного  процесса 

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до шко

21 сентября 2017 в 16:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.